ПН-ПТ с 8-00 до 17-00

8 (4742) 307-303

Повышение финансовой грамотности

 

Повышение финансовой грамотности сегодня рассматривается как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка.

Финансовая грамотность – это уровень знаний в области финансов, личных сбережений и способов управления ими.

Расширение использования финансовых услуг, усложнение и появление новых, для большинства людей трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения, сегодня являются актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Во многих странах мира осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения привело к формированию национальных стратегий или программ финансового образования. В России это «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы». В ней, в частности, говорится, что «основными факторами являются: экономический кризис, в период которого повышается актуальность рационального использования финансовых средств при явном снижении стоимости сбережений; усложнение предлагаемых на рынке финансовых услуг; несоответствие финансовых знаний населения динамично меняющему финансовому рынку. Кроме того, в период нестабильности и малой предсказуемости развития финансовых рынков ещё более повышается значимость получения населением доступа к достоверной и надёжной информации о финансовых услугах и защите своих прав в качестве потребителей финансовых услуг.

Около 60 стран уже разрабатывают или реализуют национальные стратегии повышения финансовой грамотности. Каждое

государство ставит конкретную цель и определяет ожидаемые конечные результаты при формировании такой стратегии. Одни страны (Канада, Испания) стремятся помочь гражданам понять усложняющиеся финансовые услуги и защитить права потребителей, другие (Бразилия, США) рассматривают повышение финансовой грамотности граждан в контексте повышения конкурентоспособности всей национальной экономики. Третьи (Новая Зеландия, Великобритания) видят свою цель в изменении психологических установок в сфере личного финансового поведения граждан.

Во многих странах реализуемые национальные стратегии повышения финансовой грамотности направлены на всех потребителей финансовых услуг и стремятся охватить самые широкие слои населения. Вместе с тем, в национальных стратегиях практически всех стран выделяются приоритетные целевые группы. Наиболее часто предпочтение отдается учащимся школ и высших учебных заведений, работающему населению, гражданам предпенсионнного и пенсионного возраста.

Последние 10 лет в Российской Федерации всё большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности и, как следствие, качества жизни населения, который рассматривается как важнейший фактор экономического развития страны и финансового потенциала домашних хозяйств.

Необходимость повышения уровня финансовой грамотности населения неоднократно подчёркивалась в документах Правительства Российской Федерации. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что стимулирование населения к сбережению денежных средств, в том числе посредством развития финансовой грамотности, должно быть одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Стратегия

развития финансового рынка Российской Федерации рассматривает повышение финансовой грамотности как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка.

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проведенные исследования и анализ мнений экспертного сообщества показывают, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), пассивное отношение населения к контролю за личными финансами, низкий уровень финансовой дисциплины».

Сред и основных направлений деятельности по реализации Стратегии – образовательное и информационное. В Центре компетенций АПК Липецкой области ежегодно издаются методические пособия, буклеты и брошюры, рассказывающие о том, кто из представителей МФХ на селе и как может воспользоваться государственной поддержкой, на что можно потратить грантовые средства, как ими грамотно распорядиться и какая сумма ежегодно направляется на развитие малого и среднего предпринимательства на селе.

Напомним, что в Липецкой области действуют 1179 КФХ, 440 ИП, занимающихся сельским хозяйством, 775 сельхозкооперативов ( 323 кредитных, 45 перерабатывающих и 387 снабженческо-сбытовых).

«СВОЁ ДЕЛО В СЕЛЕ – СМЕЛО!». НОВЫЙ ФОРМАТ. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

«СВОЁ ДЕЛО В СЕЛЕ – СМЕЛО!». НОВЫЙ ФОРМАТ. ДЕНЬ ВТОРОЙ.

«СВОЁ ДЕЛО В СЕЛЕ – СМЕЛО!». НОВЫЙ ФОРМАТ. ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

СМЕЛЫЕ ИТОГИ