г.Липецк, ул.Московская, Д.83
Пн-Пт. 8-30 до 17-30
ck.apk@admlr.lipetsk.ru 

ВОПРОС-ОТВЕТ

Заявитель – сельскохозяйственный товаропроизводитель (за исключением личных подсобных хозяйств), относящийся к категории «малое предприятие» или «микропредприятие» в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», зарегистрированный и осуществляющий деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации, обязующий осуществлять свою деятельность в течении не менее 5 лет на сельской территории или на территории сельской агломерации со дня получения гранта «Агротуризм» и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом развития сельского туризма.

-3 млн рублей – если объем собств. средств = 10% стоимости проекта; 

– 5 млн рублей – если объем собств. средств = 15% стоимости проекта;

– 8 млн рублей – если объем собств. средств = 20% стоимости проекта;

-10 млн рублей – если объем собств. средств = 25% стоимости проекта.

Грант «Агротуризм» предоставляется однократно.

Земельные участки для ведения КФХ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование следующим лицам:

– гражданину для осуществления деятельности КФХ в муниципальных образованиях на срок не более чем 6 лет;

– гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем на 5 лет;

– гражданам и КФХ – юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительство зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в перечень земельных участков, представленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем 5 лет. 

Фермерским хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в аренду без проведения торгов сроком до пяти лет, для этого необходимо обратиться в в органы местного самоуправления.

Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника может осуществляться при условии неустранения указанных нарушений после назначения административного наказания, а также в том случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой сушественное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия земель сельхозназначения устанавливаются Правительством РФ. 

В аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности , для ведения КФХ заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Договор заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка, либо с заявителем, признанным единственным участником аукциона, принявшим участие в аукционе. В отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством, договор аренды для ведения КФХ может быть заключен без проведения торгов.

В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды при прочих равных условиях имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. 

На земельный участок гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества, для веления личного подсобного хозяйства, или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, договор аренды с органом местного самоуправления заключается без проведения торгов.
На земельных участках с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства» можно построить ферму, здания и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции или иные постройки, обеспечивающие сельскохозяйственную деятельность фермера. Строительство капитальных строений на таком участке требует получения разрешения на строительство в органах местного самоуправления.

Размер оплаты труда председателя кооператива и членов правления кооператива устанавливается нa общем собрании членов кооператива. Размер оплаты труда председателя зависит от объемов хозяйственной деятельности кооператива, а также от объема работы‚ выполняемой председателем кооператива.

Расходы на оплату труда председателя кооператива предусматриваются в плановой смете доходов и расходов кооператива на отчетный год. 

В соответствии с действующим законодательством председатель кооператива правления является членом правления и возглавляет его. Правление кооператива состоит из трех человек: один из них – председатель кооператива, два члены правления.

В соответствии со ст.26 Федерального закона от 08.12.1995 года №193—ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» председатель кооператива избирается общим собранием кооператива из числа членов кооператива на срок не более чем пять лет.

В соответствии c п.7 ст. 29 Федерального закона от 08.12.1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» председатель наблюдательного совета избирается на три года.

Под неделимым фондом понимается часть имущества, не подлежащая B период существования кооператива разделу нa паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе. Неделимые фонды используется в текущей деятельности кооператива в соответствии с их целевым назначением. В кооперативе могут быть предусмотрены различные способы формирования неделимых фондов. Примеры неделимых фондов: – фонд потребления (для выплаты материальной помощи и премий исполнительным органам Кооператива); – фонд накопления (для обеспечения кооператива материально-технической базой, ее развития и совершенствования); – другие.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (снабженческие, сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие, животноводческие, садоводческие, отороднические), включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы вправе самостоятельно выбрать систему налогообложения, B том числе применять упрощенную систему налогообложения.

В данном случае НДФЛ не уплачивается, так как в соответствии c п. 13 ст. 217 Налогового кодекса РФ от уплаты НДФЛ освобождаются доходы от продажи выращенной физическим лицом в личном подсобном хозяйстве, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (и внатуральном, и в переработанном виде).

Для того, чтобы не возникало объекта налогообложения должны одновременно соблюдаться условия:

– общая площадь земельных участков, которые могут находится одновременно нa праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, устанавливается B paзмере 0,5 Гa (размер может быть увеличен законом субъекта РФ‚ но не более чем в пять раз);

– ведение личного подсобного хозяйства нa указанных участках должно осуществляться без привлечения наемных работников.

Членами сельскохозяйственного потребительского кооператива могут быть лица, признающие устав потребительского кооператива, принимающие участие в его хозяйственной деятельности и: – являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями граждане и (или) юридические лица, – граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, – граждане, являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств, – граждане, занимающиеся садоводством, огородничеством или животноводством, – сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Однако лицо, не подходящее ни под один из вышеперечисленных критериев, также имеет право вступить в сельскохозяйственный кооператив. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.12.1995 года №193—ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», устав кооператива может предусматривать возможность вступления в кооператив граждан и юридических лиц, которые оказывают услуги кооперативу, но число таких членов не должно превышать 20% от суммарного числа членов.
В соответствии с п. 11 ст.4 Федерального закона от 08.12.1995 года № 1 93 —ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» потребительский кооператив образуется, если B него входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. Варианты создания сельскохозяйственного потребительского кооператива: -2 юридических лица; -5 физических лиц; -2 юридических лица и 3 физических лица; – 5 физических лиц и 1 юридическое лицо; Не допускается соотношение создания кооператива: 4 физических лица и 1 юридическое лицо.

Поскольку кооператив — это все его члены, то взаимоотношения между членами и кооперативом есть ничто иное, как отношения между членами кооператива.

При этом члены кооператива, осуществляя совместную деятельность в кооперативе, солидарно несут субсидиарную ответственность в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Обязательства членов кооператива:

– Пo ведению деятельности в сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативах — это обязательства по реализации продукции через кооператив,

– По ведению деятельности в сельскохозяйственных потребительских снабженческих кооперативах — это обязательства по закупке, например, удобрения, сельхозживотных, сельхозптицы, Г СМ, семян, посадочного материала и др.

– По ведению деятельности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах по оказанию услуг — это обязательства по использованию этих услуг.

Эти обязательства являются одним из фундаментальных принципов кооператива, который является залогом эффективной деятельности кооператива.

Выполнение обязательств всеми членами дает возможность кооперативу сконцентрировать большие объемы продукции, что позволяет выйти на более выгодные рынки, закупить по оптовым ценам необходимое сырье и материалы для членов кооператива, и другое.

Подписание обязательств по ведению хозяйственной деятельности – это дело доверия и ответственности.

Доверие должно быть взаимным: каждый член кооператива должен быть уверен в соблюдении всеми другими членами заявленных объемов услуг.

Ответственность членов кооператива — это соблюдение принципов, взятых на себя обязательств (поставка продукции в кооператив в заявленных объемах и ассортименте или приобретение в кооперативе заявленного объема семян, ГСМ, минеральных удобрений, сельхозживотных и др.).

Обязательства по участию в деятельности кооператива не противоречат принципу свободы членов. Членство в кооперативе является добровольным. Никто не может заставить сельхозтоваропроизводителя стать членом кооператива. Но если он принимает такое решение, то он должен принять правила кооператива.

В соответствии c действующим законодательством, в потребительском кооперативе обязательные паевые взносы устанавливаются пропорционально предполагаемому объему участия члена кооператива в хозяйственной деятельности кооператива. Данная норма означает, что обязательные паевые взносы у членов кооператива должны быть разные.

Кооператив вправе установить минимальный размер обязательного паевого взноса, т.е. тот минимум, который даст члену кооператива право на участие в голосовании и нa минимальное участие в деятельности кооператива. В случае, если член кооператива будет в большей степени участвовать в деятельности кооператива, то и размер обязательного паевого взноса должен быть пропорционально увеличен.

Кооператив вправе установить различные обязательные паевые взносы для:

– членов кооператива — физических лиц;

– членов кооператива — юридических лиц;

– членов кооператива — индивидуальных предпринимателей.

Членами СПоК могут быть граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством и являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и/или крестьянских (фермерских) хозяйств, и/или юридические лица, признающие устав данного кооператива, участвующие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Уставом кооператива может быть предусмотрено право и порядок приема в члены кооператива граждан или юридических лиц, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, но участвующих в хозяйственной деятельности кооператива или оказывающих кооперативу услуги. Число таких членов кооператива не должно превышать 20%.
  • Заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его – фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов по форме N Р11001;
  • Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов, оформленное протоколом общего собрания учредителей в двух экземплярах;
  • Учредительные документы некоммерческой организации. Представляются в двух подлинных экземплярах в случае представления лично или по почте и в одном экземпляре – при направлении в электронном виде.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины;
  • Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
  • Документы, подтверждающие правомочия на использование в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования;
  • Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица;
  • Заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, – для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Образование СПоК осуществляется по инициативе граждан и юридических лиц, изъявивших желание создать кооператив: граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, ПБОЮЛ, сельскохозяйственных предприятий и организаций, в том числе относящихся к субъектам малого предпринимательства (малых предприятий), — при наличии общей цели объединения, средств, необходимых для проведения организационно-регистрационных мероприятий, создания паевого фонда.

В целях образования СПоК исключительно по решению его учредителей — граждан или юридических лиц — формируется организационный комитет, в обязанности которого входят:

  • подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности СПоК, включающего размер паевого фонда
  • кооператива и источники его образования;
    подготовка проекта устава СПоК;
  • прием заявлений о вступлении в члены кооператива;
    подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива.

В соответствии с законодательством, граждане, которые изъявили желание создать фермерское хозяйство, должны заключить между собой соглашение. Если фермерское хозяйство создается одним гражданином, то соглашение не требуется.

Для государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства необходимо обратиться в налоговую службу по месту регистрации физического лица.

Перечень документов для регистрации в местной налоговой службе:

  • Заявление о регистрации по форме № р21002;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины (800 руб.);
  • Документ, подтверждающий место проживания физического лица подающего заявку на регистрацию;
  • Соглашение о создании КФХ и копии документов, подтверждающих родство членов крестьянского хозяйства — если количество заявителей 2 и более человек. Решение о создании хозяйства — если один заявитель (образец);
  • Оригинал и копия паспорта главы фермерского хозяйства.
  • Регистрация фермерского хозяйства занимает 3 рабочих дня со дня подачи документов в регистрирующий (налоговый) орган.

Одновременно с подачей документов на регистрацию следует написать заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Данный режим налогообложения избавит вас от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. ЕСХН – один из самых выгодных налоговых режимов, по которому фермер платит налог всего 6% от прибыли. Уплата налога происходит каждое полугодие, а отчетность по ЕСХН сдается 1 раз в год.